Функциональная грамотность
Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования
Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
Документы федерального уровня
Письмо Министерства просвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Приказ Министерства просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования
Документы регионального уровня
Реализация комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся
Документы муниципального уровня
1. Приказ Комитета по образованию ЭМР №616-од от 16/09.2022 г. "Об утверждении Плана по реализации мероприятий, направленных на формированию и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2022 - 2023 учебный год.
Документы школьного уровня
Банк открытых заданий http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ (Письмо)
Аналитическая справка по итогам мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся МАОУ «ООШ с. Степное»
Вебинары
Марафон функциональной грамотности. Мероприятия
Вебинар «Естественнонаучная грамотность: инструменты практического применения» в рамках проекта «Я – эффективный учитель» (Ссылка для участия)
Геращенко С.А. "Реализация мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся Саратовской области (Презентация)
"Реализация комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся"
Выступление Грибовская Л.В. "Функциональная грамотность в современном образовании."
Диагностические материалы
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)
Открытые задания PISA
Материалы Института стратегии развития образования РАО
Министерство просвещения России информирует об открытии доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
-
формирование банка заданий;
-
формирование проектов тренировочных работ;
-
прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
-
проверку развернутых ответов экспертами;
-
накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.
После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.
В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.
-
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности // fg.resh.edu.ru
-
Подробная инструкция по работе с системой // cloud.mail.ru
-
Запись вебинара «Формирование и оценка функциональной грамотности»
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9) классы по направлениям:
-
Читательская грамотность
-
Математическая грамотность
-
Естественнонаучная грамотность
-
Глобальные компетенции
-
Финансовая грамотность
-
Креативное мышление