"Саратовский областной институт развития образования"
(ссылка на страницу проекта "Культурный дневник школьника Саратовской области")
О КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ШКОЛЬНИКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Майские указы Президента Российской Федерации («О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204, часть о развитии сферы образования) акцентируют внимание учительства на воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально- культурных традиций. В рамках этого направления разработан «Культурный дневник школьника Саратовской области», являющийся одним из механизмов практической реализации указа (далее – Культурный дневник). |
1. Культурный дневник ориентирован на выстраивание:
- новых форм сотрудничества семьи и школы;
- системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию Саратовской области, России, изучению краеведения с использованием творческих форм и возможностей областных, муниципальных учреждений культуры: библиотек, музеев и театров;
- на формирование личностей мотивированных школьников с активной социальной позицией.
2. Целью Культурного дневника является формирование системы представлений учащихся о памятниках культуры и искусства Саратовской области, развитие творческих способностей детей и подростков в процессе содержательного культурно-образовательного досуга.
3. Культурный дневник создан в контексте системно-деятельностного подхода, обозначенного в современных ФГОС (разных ступеней образования). Задания, предлагаемые в Культурном дневнике, носят проблемный, исследовательский, практический характер. В них главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной (или при некоторой помощи взрослых) деятельности школьника, ключевым моментом которой является уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
4.Культурный дневник может быть использован в рамках внеурочной деятельности, в контексте деятельности объединений, кружков духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного направлений внеурочной деятельности, а также в воспитательной деятельности. «Дневник» предполагает как самостоятельную деятельность школьника, так и его совместную деятельность со взрослым (учителем, воспитателем группы продленного дня, родителем). Организацию работы обучающихся по ведению Культурного дневника могут также осуществлять классные руководители. Посещение историко-культурных мест и культурно значимых объектов может быть включено в план воспитательной работы класса. Кроме того, Культурный дневник может быть использован в воспитательной работе образовательной организации в качестве системообразующего дела всей школы, которому подчинены различные воспитательные мероприятия. Культурный дневник заполняется в электронной форме как самостоятельно школьником, так и при помощи родителя в любой последовательности.
5.Отличительной особенностью Культурного дневника является наличие Карты культурных и памятных мест, посещенных учениками всего класса. Такая Карта заполняется инициативным школьником или учителем (классным руководителем, воспитателем группы продленного дня, родителем) по результатам анализа индивидуальных карт всех дневников учащихся класса.
6.Запуск культурно-образовательного проекта «Культурный дневник школьника Саратовской области» будет осуществляться посредством регионального сетевого марафона «Культурный код». Реализация данного культурно-образовательного проекта будет сопровождаться проведением региональных конкурсных мероприятий: «Самый культурный класс», «Самый культурный ученик», «Самая культурная семья».
7. Культурный дневник включает в себя следующие разделы:
1 раздел: «Каменная летопись края» посвящен изучению архитектуры города Саратова и Саратовской области.
2 раздел: «По святым местам» ориентирован на изучение особо почитаемых мест, значимых для представителей разных конфессий.
3 раздел «Музейное зазеркалье» направлен на знакомство школьников с разнообразием музейных коллекций, имеющихся на территории Саратовского края.
4 раздел «Театральные встречи» предполагает знакомство детей с театральным видом искусства как с синтетическим видом искусства, как видом искусства, находящем свое воплощение в различных жанрах.
5 раздел «Наполним музыкой сердца…» вводит ребят в контексты музыкальной культуры Саратовской области и России.
6 раздел «Приглашение к чтению» ориентирует школьника на чтение как на культурный процесс (значимый в жизни любого современного человека).
7 раздел «Туристические тропы» предлагает школьникам совершить знакомство с природными памятниками Саратовской области.
8 раздел «Увлекательные и запоминающиеся выходные» направлен на формирование у школьника культуры свободного времяпрепровождения.
9 раздел «Памятные даты» нацелен на привитие школьнику умений отслеживания событий календаря культурных, исторических и пр. событий.
Каждый раздел Культурного дневника структурирован системой заданий, таблиц, свободных рамок-паспарту для творческих работ. В него вносится информация о посещении школьником музеев, театров и других объектов культурного и природного наследия, об участии в интересных и значимых культурных событиях.
Культурный дневник школьника (в электронном виде)
скачать документ для заполнения в электронном виде
Методические рекомендации
Квест. Архитектурные сооружения нашего села.
21 октября во 2 классе прошли занятия в рамках «Культурного дневника школьника Саратовской области». Занятие проходило в форме игры
«Квест». Ребята разгадывали кроссворды и знакомились с архитектурными сооружениями нашего родного села.
Символы Саратова.
В 3 классе на занятиях внеурочной деятельности «Культурный дневник школьника Саратовской области» ребята познакомились с символами Саратовской области: гербом и флагом. Дети узнали значение сочетания цвета, который используются в государственной символике.
Каменная летопись. Архитектурные сооружения будущего.
В декабре 2021 года в рамках внеурочной деятельности «Культурный дневник школьника Саратовской области» обучающиеся 4 класса под руководством классного руководителя Евтеевой Татьяны Николаевны провели занятие на тему «Каменная летопись. Архитектурные сооружения будущего». Ребята придумывали и рисовали сооружения будущего. Лучшей работой был признан рисунок Давыдовой Александры. Школьница нарисовала «Школу будущего».
Культурный дневник школьника
На занятиях внеурочной деятельности «Культурный дневник школьника» ребята 4 класса виртуально посетили Парк покорителей космоса имени Ю.А. Гагарина. Учитель Евтеева Т.Н. провела беседу по истории создания Парка. Затем ребята вносили записи в тетрадь о том, чем их привлекло это памятное место. Далее школьники под руководством учителя проложили маршрут, каким они могут добраться от нашего села до места приземления Юрия Гагарина. В заключение ученики составили квест-игру с различными ребусами, загадками, кроссвордами по достопримечательностям родного края.
Культурный дневник школьника Саратовской области
23 сентября 2021 года во 2 классе прошло занятие кружка «Культурный дневник школьника» по теме: «Каменная летопись края. Памятные места нашего района». Ребята вместе с учителем совершили онлайн-путешествие по памятным местам нашего края. Школьники совершили виртуальное путешествие по парку Победы в Саратове, где посетили мемориальный комплекс Журавли, музейный комплекс «Парк покорителей космоса» с архитектурным комплексом «Гагаринское поле».
А потом ребята поделились рассказами о своих поездках по памятным местам Саратовской области.
Культурный дневник школьника Саратовской области
С целью реализации проекта «Культурный дневник школьника Саратовской области» наши ученики принимают участие в разнообразных мероприятиях.
Обучающиеся 3 класса под руководством руководителя кружка «Культурный дневник школьника» Дюжевой Е.С. совершили виртуальную экскурсию в Саратовский краеведческий музей. В нём представлено много экспонатов, макетов, картин, исторических фотографий. Очень интересный зал космонавтики, где находится самолёт, на котором учился летать Юрий Гагарин.
Знакомство с экспонатами помогает привить детям любовь к искусству, воспитать в них тягу к прекрасному и духовному, по-новому взглянуть на мир.
Целью занятия было познакомить школьников с историей своего областного города, вызвать чувство уважения и гордости за землю, на которой они живут. Дети не только познакомились с экспонатами музея, но и все вместе начали создавать альбом наиболее интересных, на их взгляд, предметов, нашли их происхождение и назначение. В дальнейшем, ребята будут продолжать пополнять альбом материалами и заметками о нашем крае.
Обучающиеся остались очень довольны, посетив виртуальный краеведческий музей. В заключение школьникам было предложено посетить музей вместе с родителями в городе Саратове.
Увлекательные и запоминающие выходные. Сентябрь 2020 год
В рамках проекта «Культурный дневник школьника», семья Фоминых посетила набережную города Энгельса.
Набережная Энгельса является главной пешеходная улицей города. Во все времена она привлекала горожан и гостей города прекрасными видами Волги. Перед поездкой, ученицы нашли в интернете много фотографий, на которых можно было увидеть, как раньше легко люди спускались к воде, привязывали за веревку обычные деревянные лодки, а зимой катались на коньках. Массовая застройка началась в 40-е годы прошлого столетия. На набережной появились обустроенные причалы, асфальт, кафе и многое другое. В августе 2017 года на набережной появились и обжили её весёлые железные человечки, возле которых девочки сделали фото. Прогулка принесла девочкам массу удовольствия!
Книга — лучший друг!
В рамках проекта «Культурный дневник школьника» обучающиеся 1-4 классов посетили мероприятие «Библиотека - дом, друг на долгие года». Мероприятие проходило на базе сельской библиотеки. Ведущая мероприятия, библиотекарь Корниенко Наталья Александровна , познакомила ребят с правилами поведения в библиотеке. Затем школьники посмотрели инсценировку, в которой сказочные герои рассказывали ребятам о том, как нужно обращаться с книгой. Любимый сказочный герой всех ребят, Баба Яга, загадывала детям загадки по литературным произведениям. Гости библиотеки участвовали в викторине, посвященной творчеству Льва Кассиля. Все без исключения получили подарки и были посвящены в читатели. Праздничное представление прошло в доброжелательной обстановке, ребята и учителя получили массу удовольствия и отличное настроение. Корниенко Н.А. предложила сделать доброй традицией проведение таких совместных праздников.
Экскурсионный тур «Тропинками малой Родины».
В рамках проекта «Культурный дневник школьника» обучающийся 9 класса Снурницын Андрей разработал экскурсионный тур «Тропинками малой Родины». Тур предполагает путешествие по Терновскому муниципальному образованию Энгельсского района. Данный проект проводился с целью ознакомления с военно-историческими памятниками муниципального образования и был направлен на решение таких задач, как воспитание бережного отношения к истории и культуре, способствовать формированию чувства патриотизма, способствовать развитию познавательного интереса к изучению истории и краеведения. |
Дорогие друзья! Энгельсский краеведческий музей продолжает цикл увлекательных аудиоэкскурсий по основным разделам экспозиции музея, прослушав которые вы сможете познакомиться с малоизвестными страницами из истории нашего города. Сегодня предлагаем вашему вниманию аудиоэкскурсию, в рамках которой вы узнаете, о том, как жила Покровская слобода в XVIII - XIX веках.
Культурный дневник школьника МАОУ "ООШ с. Степное" I раздел