Функциональная грамотность
Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования
Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
Документы федерального уровня
Документы регионального уровня
Документы муниципального уровня
1. Приказ Комитета по образованию ЭМР №616-од от 16/09.2022 г. "Об утверждении Плана по реализации мероприятий, направленных на формированию и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2022 - 2023 учебный год.
2. Приказ Комитета по образованию №462-од от 12.10.2021 г. "Об утверждении состава специалистов, ответственных за вопросы формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2021 - 2022 учебный год.
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций АЭМР на 2021-2022 учебный год.
Документы школьного уровня
Приказ об утверждении Плана по реализации мероприятий, направленных на формирования функциональной грамотности обучающихся школы на 2021-2022 учебный год
Состав учителей, ответственных за вопросы формирования функциональной грамотности обучающихся МАОУ "ООШ с. Степное" на 2021-2022 учебный
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МАОУ "ООШ с. Степное" на 2021-2022 учебный год.
Банк открытых заданий http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ (Письмо)
Аналитическая справка по итогам мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся МАОУ «ООШ с. Степное»
Вебинары
Марафон функциональной грамотности. Мероприятия
Вебинар «Естественнонаучная грамотность: инструменты практического применения» в рамках проекта «Я – эффективный учитель» (Ссылка для участия)
Геращенко С.А. "Реализация мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся Саратовской области (Презентация)
ЦНППМ_Совещание_по_реализации_плана_по_формированию_функциональной_грамотности_06.10.2021_15-11-29.mp4 (89690094)
"Реализация комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся"
Выступление Грибовская Л.В. "Функциональная грамотность в современном образовании."
Диагностические материалы
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Материалы Института стратегии развития образования РАО
Министерство просвещения России информирует об открытии доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
-
формирование банка заданий;
-
формирование проектов тренировочных работ;
-
прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
-
проверку развернутых ответов экспертами;
-
накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.
После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.
В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9) классы по направлениям:
-
Читательская грамотность
-
Математическая грамотность
-
Естественнонаучная грамотность
-
Глобальные компетенции
-
Финансовая грамотность
-
Креативное мышление
|